Крючкова Ирина Николаевна, воспитатель МДОУ АГО "Ачитский д/с "Улыбка" - филиал "Ачитский детский сад "Ромашка"
Мини-музей для детей старшего дошкольного возраста по теме «Календари».Воспитатель (создатель мини-музея) : Крючкова И.Н. Профиль музея: познавательный Цель: формировать представления детей о разных видах календарей и их назначений. Задачи: - формировать у воспитанников представления о музее; - познакомить с историей возникновения календарей; - дать элементарное представление о разнообразии видов календарей и их назначений; - совершенствовать умения использовать полученные знания для решения практических и познавательных задач; - вовлечение родителей и детей в поисково-исследовательскую деятельность, сбор информации по данной теме, экспонатов для мини-музея; - формирование у воспитанников привычки рационального использования времени; - обогащение предметно-пространственной развивающей среды группы. Оформление мини-музея: - музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей; - располагаются в специально отведенном месте - стене, часть- на полке, и их можно подержать, рассмотреть, получить ответ на интересующий вопрос. Необходимость создания мини-музея календарей возникла с наступлением нового календарного года и изучением темы по познавательному развитию "Как мы измеряем время". Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время( правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темы и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни. Вместе с тем специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении - от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и "показать". Следовательно, необходима постоянная работа по формированию у дошкольников представлений о времени. Так, у детей старшего дошкольного возраста при отсутствии систематической работы по ознакомлению со временем и способами его измерения складываются весьма отрывочные, неточные представления о календарном времени. Заучивание названий и последовательности дней недели, месяцев носит чисто формальный характер, не связано с формированием основных понятий о длительности, о текучести, необратимости, о смене и периодичности времени. Поэтому, нет сомнения в том, что необходимо систематическое ознакомление детей с календарем в детском саду. И неоценимую роль здесь может оказать отрывной календарь, как наиболее наглядный прибор измерения времени. Дети легко усваивают, что листок- это день; чтобы сорвать следующий листок, надо ждать целые сутки. Отрывной календарь дает наглядное представление о том, что "дни уходят", "события приближаются", прошел месяц - наступил новый. Именно отрывной календарь является основой созданной мной модели календаря, в основе которой лежит идея Т. Д. Рихтермана. Благодаря такой модели года дети могут наглядно наблюдать, что год состоит из четырех времен года (они условно обозначены четырьмя цветами), которые последовательно сменяют друг друга, в году 12 месяцев, месяц состоит из недель, а неделя состоит из семи дней. Отрывая лист календаря - прошедший день, дети заполняют соответствующие кармашки, прошедшую неделю "ставят" в кармашек недели. По прошествии месяца листки календаря заполняют кармашек прошедшего месяца. Опираясь на опыт работы с детьми выпускных групп, могу предположить, что работа с моделью календаря намного облегчит задачу обучения по формированию у детей четкого представления о длительности года и эталонах его измерения. Работа с "моделью календаря" не была ограничена только со знакомством с отрывным календарем: дети познакомились с большим разнообразием календарей и их значением, узнали общую закономерность - все будние, рабочие дни в календарях обозначены черным цветом, а выходные и праздничные дни принято выделять красным цветом. Из принесенных детьми календарей-экспонатов и был создан мини-музей. Ребята воочию увидели, что изображение календаря может быть нанесено не только на плакат, но и на магнит, настенное панно и даже на разделочную доску. Иллюстрированные изображения на календарях тоже бывают самые разные - цветы, животные, виды природы, храмы, памятники архитектуры и т.д. На календаре 2022 года, который принесла Катюша, мы совместно с детьми нашли и отметили с помощью индивидуальных картинок их Дни рождения. Благодаря созданию мини-музея мы получили возможность "погружения" детей в информативную, новую для них предметную среду. Дальнейшее развитие проекта. Положительная динамика знаний детей натолкнула на решение продолжить, расширить мини-музей на следующий год, когда дети будут в подготовительной группе и будут знакомиться с часами и мерами времени - 1 минута,3,5,10 минут, полчаса и час, создать мини-музей часов. 22 января 2022 в 19:34
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.